В Россию мода на паркет пришла из Франции: само слово «parquet» свидетельствует о его французском происхождении. Паркетные полы стали укладывать во дворцах французской знати в тот же период, когда там появились шпалеры на стенах, вытканные шелком и роскошные персидские ковры. Именно тогда паркет, под стать другим предметам интерьера, и стал произведением искусства.
Сменялись эпохи и стили, вместе с ними усложнялся, приобретал многоцветье и искусный рисунок паркет. Так, на смену более строгому и симметричному классическому интерьеру пришел роскошно декорированный стиль барокко, а паркет приобрел более вычурный рисунок с цветочными гирляндами и завитками.
В те времена для паркетных плашек чаще всего использовали древесину дуба, вишни, ясеня, клена, а для отдельных цветных элементов рисунка применяли «заморские» породы: самшит, палисандр, кипарис. До сих пор искусно выложенным паркетом можно полюбоваться в старинных русских музеях-усадьбах, во дворцах Москвы и Петербурга. Сейчас художественный паркет вновь входит в моду и дизайнеры воспроизводят его своеобразный орнамент по сохранившимся старинным рисункам.
Практичность, долговечность, экологическая чистота, а самое главное — неповторимое ощущение тепла и солнечный янтарный оттенок натуральной древесины — все это неоспоримые преимущества штучного паркета.
При выборе древесины для паркетных планок не стоит руководствоваться только ее цветом, поскольку даже в пределах одной породы дерева он может существенно различаться.
Например, самый популярный дубовый паркет обладает довольно широкой гаммой оттенков — от теплого серого до желто-коричневого. У ясеня цвет может колебаться от желтого до красно-коричневого. Древесина бука гладкая, ровная, слегка красноватого оттенка. Если ее пропарить, она приобретет более интенсивный красный цвет подобно вишне или ольхе. Клен имеет, светлую окраску, и его оттенок зависит от сорта дерева и места его произрастания. Это только наиболее часто употребляемые для изготовления паркета породы древесины. Очень популярны теперь и экзотические породы: мербау (красное дерево), венге (черное дерево), американский орех и тис.
Итак, вторая характеристика, на которую стоит обратить внимание при выборе древесины для паркета, — стабильность породы. От этого зависят колебания геометрических размеров паркетных планок в процессе эксплуатации, поскольку все породы по-разному поглощают влагу, по-разному ведут себя под лаковым покрытием. Например, одна из самых «капризных» пород является бук. Поэтому его практически не используют для покрытия большой площади пола, только для небольших вставок. Напротив, тик очень стабилен за счет своей маслянистой текстуры, и его можно укладывать даже в ванной комнате и кухне.
Существует и много других экзотических пород, которые используются для создания рисунка на паркете. Цвета отдельных элементов подбираются в зависимости от общего замысла, по контрасту или близости оттенков. Яркие детали выполняются из древесины необычной по цвету. Например, упоминавшееся уже дерево венге, растущее в тропических джунглях Западной Африки, темно-коричневого цвета с черными прожилками, а амарант имеет древесину красно-фиолетового цвета с темно-коричневыми полосами. Древесина махагони очень разнообразная по цвету от бледно-розового до красновато-бурого.
Натуральный цвет дерева несомненно важен, но существующие сейчас современные тонирующие составы способны придать дереву практически любой цвет, не закрыв при этом его естественную фактуру. При помощи компьютерного дизайн-проекта, можно увидеть, как тот или иной цвет впишется в общий интерьер, создать рисунок для укладки паркета от простых орнаментов до сложных и многоцветных картин, и рассчитать до миллиметра размеры всех деталей этого рисунка.
Самое свежее веяние “паркетной” моды — использование художественного паркета для расстановки акцентов в интерьере или зонирования больших пространств. При этом разнообразие древесных пород, их цвета и текстуры дают практически неограниченные возможности для создания разнообразных цветовых сочетаний, а компьютерный подбор рисунков предложит “напольную картину” практически для любого стиля интерьера.
Но, наряду с достоинствами, у древесины имеет и недостатки. Свойства дерева существенно разнятся в направлении вдоль и поперек волокон. Пороки структуры сильно зависят от места происхождения растения, и самое противоречивое свойство дерева — это гигроскопичность. С одной стороны, поглощая и выделяя пары воздуха, древесина способна регулировать влажность среды в пределах, благоприятных для человека. Но с другой стороны, способность разбухать приводит к влажностным деформациям.
Наиболее устойчивыми к перепадам температуры и влажности считаются породы древесины, содержащие природные масла: дуб, мербау, тик. А к числу «капризных» принадлежат фруктовые породы дерева (вишня, черешня, груша) и большинство светлых пород древесины. Тем, кто выбирает эти породы дерева, надо строго контролировать влажность воздуха в помещении (желательно поддерживать ее на уровне 40-50%) и не усердствовать с обогревателями. Наиболее же часто используются сосна, лиственница, дуб, клен, бук, береза, ясень, палисандр.